РЕКОМЕНДАЦИИ 

по организации промежуточной аттестации и подготовке к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего
и среднего общего образования

 

Обучающимся и родителям (законным представителям)

В условиях обучения в дистанционных формах от обучающихся в первую очередь требуется самодисциплина, от родителей – готовность  оказать психологическую поддержку и помощь в организации обучения в домашних условиях.

Для подготовки к государственной итоговой аттестации обучающимся рекомендуется совместно с учителями в процессе обучения, а также в рамках дополнительной самоподготовки, использовать следующие ресурсы и материалы подготовки к ГИА, размещенные на сайте ФБГНУ "Федеральный институт педагогических измерений" и информационном портале ЕГЭ:

1) Демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов (далее – демоверсии КИМ) единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ)
и основного государственного экзамена (далее – ОГЭ) 2020 года по всем учебным предметам, а также спецификации экзаменационных материалов государственного выпускного экзамена по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее – ГВЭ) (раздел "Демоверсии, спецификации, кодификаторы" во вкладках меню "ЕГЭ" и "ОГЭ".

Назначение демоверсии заключается в том, чтобы дать представление
о структуре будущих КИМ, количестве заданий, об их форме и уровне сложности. Приведенные критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, включенные в этот вариант, дают представления о требованиях
к полноте и правильности записи развернутого ответа. Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки к ГИА. Следует учесть,
что демоверсии публикуются для ознакомительных целей. Задания
из демоверсий не включаются в КИМ, используемые на экзаменах.

Для тренировки также можно использовать представленные демоверсии КИМ предыдущих лет. Выполняя эти задания, рекомендуется пользоваться справкой об изменениях в КИМ ЕГЭ (публикуется в этом же разделе и содержит информацию об изменениях в структуре работы текущего года). Пакеты документов разработаны по каждому из учебных предметов и, кроме демоверсий, содержат спецификации КИМ, кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников.

Спецификации описывают содержание и структуру КИМ по каждому учебному предмету, помогают понять, на какие темы ориентироваться
при подготовке, а также установить соответствие между номером задания
и теоретической темой, связанной с ним.

В данном разделе также предоставляется возможность изучить
и потренироваться как правильно заполнять бланки ЕГЭ (Правила заполнения бланков ЕГЭ в 2020 году).

2) Открытые банки заданий ЕГЭ и ОГЭ, которые ежегодно пополняются заданиями по всем предметам из числа использовавшихся во время последних экзаменов и обновляются заданиями, соответствующими требованиям
к заданиям КИМ 2020 года (раздел "Открытый банк заданий ЕГЭ" во вкладке меню "ЕГЭ" и раздел "Открытый банк заданий ОГЭ" во вкладке меню "ОГЭ").

3) Тренировочные сборники для подготовки к ГИА-2019 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).

Данные материалы предназначены для подготовки к ГВЭ по всем учебным предметам (иностранные языки представлены только английским языком)
в устной и письменной формах для разных категорий обучающихся с ОВЗ (раздел "Тренировочные сборники для учащихся с ОВЗ").

4) Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года (и прошлых лет)
по основным предметам (раздел "Аналитические и методические материалы"
во вкладке меню "ЕГЭ"). Данные методические рекомендации позволяют учителю акцентировать внимание обучающихся на преодолении типичных недостатков в подготовке и ошибок при выполнении заданий.

5) Видеоконсультации 2019 года (и прошлых лет) для участников ЕГЭ
от разработчиков экзаменационных материалов (раздел "Для выпускников"
во кладке меню "ЕГЭ"). В видеоматериалах детально разбираются особенности каждого учебного предмета, даются советы по подготовке и рекомендации по выполнению отдельных заданий.

На официальном информационном портале ЕГЭ (ege.edu.ru, подраздел "Видео" в разделе "Информационные материалы" в вкладке меню "Общая информация о ГИА") размещены видеоматериалы с советами родителям
и выпускникам по психологической поддержке при подготовке к ГИА.

В дополнение к вышеуказанным материалам в ближайшее время на сайте ФБГНУ "Федеральный институт педагогических измерений" будут опубликованы:

1) методические рекомендации для обучающихся по организации индивидуальной подготовке к ОГЭ/ЕГЭ по всем учебным предметам ГИА, включающие в себя: описание структуры КИМ ЕГЭ и проверяемых тем; индивидуальным план подготовки к экзамену; рекомендации о том, на какие темы/вопросы/умения необходимо обратить особое внимание; рекомендации
по выполнению различных типов заданий; общие рекомендации по работе
с открытым банком и пособиями/сервисами с типовыми заданиями;

2) открытые варианты заданий ЕГЭ и ОГЭ 2020 года. Открытые варианты заданий ЕГЭ и ОГЭ 2020 года, предоставляющие возможность выпускникам потренироваться в выполнении реальных экзаменационных заданий 2020 года.

Допускается использование иных ресурсов, позволяющих максимально эффективно подготовиться к выполнению заданий, соответствующих указанным выше спецификациям по учебным предметам, размещенным на сайте ФБГНУ "Федеральный институт педагогических измерений".

 

Общедоступные федеральные и иные образовательные онлайн-платформы (рекомендованы Минпросвещения России)

 

Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс лучших учителей страны предоставляет "Российская электронная школа"
Это более 120 тысяч уникальных задач, тематические курсы, видеоуроки, задания для самопроверки, каталог музеев, фильмов и музыкальных концертов. Портал также полезен учителям, которые могут воспользоваться лучшими дидактическими и методическими материалами по всем урокам.

"Московская электронная школа" – это широкий набор электронных учебников и тестов, интерактивные сценарии уроков. Решения МЭШ доступны для всех и уже получили высокие оценки учителей, родителей и детей ряда московских школ. Проверка ошибок, общение с учителями, домашние задания, материалы для подготовки к уроку, варианты контрольных и тестов — всё это доступно родителям, учителям и школьникам с любых устройств. В библиотеку МЭШ загружено в открытом доступе более 769 тыс. аудио-, видео- и текстовых файлов, свыше 41 тыс. сценариев уроков, более 1 тыс. учебных пособий
и 348 учебников издательств, более 95 тыс. образовательных приложений.

Доступен и отдельный телеканал Мособртв – первое познавательное телевидение, где школьное расписание и уроки представлены в режиме прямого эфира.

Профориентационный портал "Билет в будущее" с видеоуроками
для средней и старшей школы, а также расширенными возможностями тестирования и погружения в различные специальности и направления подготовки уже на базе школьного образования.

Для тех, кто обучается в системе среднего профессионального образования, в бесплатном доступе представлены все возможности ресурса Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" – официального оператора международного движения WorldSkills International, миссия которого – повышение стандартов подготовки кадров.

Младшие школьники смогут продолжить занятия по русскому языку
и математике с помощью сервиса "Яндекс.Учебник". Ресурс содержит более
35 тыс. заданий разного уровня сложности для школьников 1–5-х классов.
Все задания разработаны опытными методистами с учётом федерального государственного стандарта. Ресурсом уже воспользовались более 1,5 миллиона школьников. В числе возможностей "ЯндексУчебника" – автоматическая проверка ответов и мгновенная обратная связь для учеников.

Можно учиться на сервисе "Яндекс.Школа". Это олайн-школа, которая работает в режиме полного учебного дня. Яндекс.Школа включает в себя: Яндекс.Уроки Видеоуроки по 15 предметам для 5-11 классов от ведущих учителей России.

Проверить, как дети усвоили материал, учителям поможет "ЯКласс". Сервис довольно прост в использовании: учитель задаёт школьнику проверочную работу, ребёнок заходит на сайт и выполняет задание педагога; если ученик допускает ошибку, ему объясняют ход решения задания
и предлагают выполнить другой вариант. Учитель получает отчёт о том, как ученики справляются с заданиями. На сервисе зарегистрированы 2,5 миллиона школьников и 500 тыс. учителей. 

Легкий переход на дистанционный формат обучения обеспечит образовательная платформа "Учи.ру". Школьникам предлагаются интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам, а учителям и родителям – тематические вебинары по дистанционному обучению. Методика платформы помогает отрабатывать ошибки учеников, выстраивает
их индивидуальную образовательную траекторию, отображает прогресс учеников в личном кабинете. Также в личных кабинетах пользователей создан внутренний чат, где учителя, ученики и родители могут обсуждать задания, свои успехи и прогресс. Платформой пользуются 220 тыс. учителей и 3,6 миллиона школьников.

Выстроить эффективно дистанционно учебный процесс возможно
с помощью Платформы новой школы, созданной Сбербанком. Цель программы – формирование персонифицированной образовательной траектории в школе, создание для каждого ребёнка возможностей для успешной учёбы.

Бесплатный доступ к электронным версиям учебно-методических комплексов, входящих в Федеральный перечень, предоставляет издательство "Просвещение". Доступ будет распространяться как на учебник,
так и специальные тренажёры для отработки и закрепления полученных знаний. При этом для работы с учебниками не потребуется подключения к интернету.

Для предоставления открытого бесплатного доступа к каталогу интерактивных образовательных материалов, учебной литературе, электронным книгам, обучающим видео и курсам создана система "Маркетплейс образовательных услуг". В наполнение ресурса вовлечены ведущие российские компании разного профиля, среди которых – "Яндекс", "1С", "Учи.ру", "Скайенг", "Кодвардс", издательство "Просвещение" и другие. Платформа уже доступна в 13 регионах, её активно используют Астраханская, Новгородская, Нижегородская, Новосибирская, Челябинская, Калужская, Сахалинская, Тюменская, Калининградская, Кемеровская области, Алтайский и Пермский края, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Бесплатный доступ к своим ресурсам также открыли "Фоксфорд", InternetUrok.ru, онлайн-школа Skyeng. С помощью этих ресурсов школьники
1-11-х классов смогут продолжить изучать общеобразовательные предметы
и готовиться к выпускным экзаменам и олимпиадам. Занятия на платформах ведут преподаватели МГУ, МФТИ, ВШЭ и других ведущих вузов страны.

Учитывая популярность социальных сетей среди школьников, эффективным инструментом проведения дистанционных уроков для учителей может стать, например, социальная сеть "ВКонтакте". Это групповые чаты, видео- и прямые трансляции, статьи, сообщества, куда можно загрузить необходимые файлы разных форматов – от презентаций и текстов до аудио
и видео. Все это даёт возможность сохранить живое общение учителя
с учеником и обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Онлайн-платформа "Мои достижения" расширяет доступ с Москвы на всю страну. Широкий выбор диагностик для учеников с 1-го по 11-й класс
по школьным предметам и различным тематикам. Материалы для подготовки
к диагностикам от Московского центра качества образования.

Платформа для проведения олимпиад и курсов "Олимпиум"где уже представлено более 72 школьных олимпиад.

Всероссийский образовательный проект "Урок цифры" позволяет школьникам не выходя из дома знакомиться с основами цифровой экономики, цифровых технологий и программирования. Для формирования уроков, доступных на сайте проекта, используются образовательные программы
в области цифровых технологий от таких компаний, как "Яндекс", Mail.ru, "Лаборатория Касперского", "Сбербанк", "1С". Занятия на тематических тренажёрах проекта "Урок цифры" реализованы в виде увлекательных онлайн-игр и адаптированы для трёх возрастных групп – учащихся младшей, средней
и старшей школы. Вместе с "Уроком цифры" школьники могут узнать
о принципах искусственного интеллекта и машинном обучении, больших данных, правилах безопасного поведения в интернете и другое.

 

Родители (законные представители):

  • знакомятся с информацией, размещенной на сайтах общеобразовательной организации, комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области (http://obraz.volgograd.ru/other/koronavirus/), государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования" (http://vgapkro.ru/goryachaya-liniya-podderzhki-shkol-po-organizatsii-distantsionnogo-obucheniya/), Растим детей: навигатор для современных родителей (Растим детей);
  • следят за расписанием уроков (занятий);
  • поддерживают контакт с классным руководителем;
  • контролируют рабочее место ученика, самочувствие ребенка;
  • фиксируют и обсуждают с ребенком проблемы и вопросы обучения;
  • обеспечивают режим труда и отдыха ученика;
  • проводят профилактику вирусной инфекции;
  • контролируют информационную безопасность ребенка;
  • предусматривают активности без использования электронных средств;
  • информируют учителя по вопросам и проблемам обучения;
  • контролируют готовность и мотивацию к занятиям.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?